Китайский потребитель — информация для поставок в Китай

корпоративные тренинги, семинары по Agile, Константин СавкинКонстантин Савкин - 23.04.2016 - обращайтесь за консультацией, подписывайтесь на Telegram-канал @SavkinKS

Китайский потребитель - кто это?

Китайский потребитель — кто это?

Часто на семинарах по бизнесу с Китаем мои слушатели задают следующий вопрос: Мы хотим поставлять свою продукцию в Китай, расскажите что для этого надо сделать? — и  мы начинаем обсуждать различные детали, касающиеся общих бизнес-процессов поставки товаров в Китай, но следует изучать не только этот вопрос, но и задуматься для кого предназначена ваша продукция в Китае и кто будет вашим китайским потребителем?

В этой статье я постараюсь дать общую характеристику китайскому потребителю, учитывая тенденции развития экономики Китая. Конечно я не смогу предусмотреть всех важных аспектов бизнес с Китаем или конкретизировать китайского потребителя продукции именно вашей компании — для этого требуется отдельное исследование, но представленная информация может быть использована как точка старта — для того чтобы решить: нужен ли вам китайский рынок сбыта или нет? — а это вопрос очень интересный!

Многие бизнесмены со всего мира, начиная бизнес с Китаем, стремятся вывести на рынок Китай востребованный продукт или услугу, но также многие терпят и поражения, про которые не принято говорить, но они есть и их довольно много.

Вернемся к бизнесу с Китаем:

Экономика Китая продолжает развиваться и вместе с тем очень сильно развивается внутренний спрос: и внутренний спрос в Китае представляет интерес не только для китайских производителей, которые быстро переориентировались на поставки в Китай, но и для компаний со всего мира.

Китайцы начинают обращать внимание на добавочную стоимость и покупать бренды, хотя это вовсе не означает, что они не желают получить большую скидку или сверхскидку. Китайцы, в силу своего менталитета, очень любят торговаться — поэтому используйте данную слабость для продвижения своей продукции на китайский рынок.

Следует понимать, что в Китае, очень сильно развит рынок интернет-магазинов, а помимо того что китайцы любят торговаться, они еще и тщеславны, этим частично и объясняется почему они большие любители покупать бренды или их хорошие копии.

С другой стороны, современный китайский потребитель очень изыскан и требователен и прекрасно сопоставляет цену и качество тех продуктов, которые он покупает, на мой взгляд это не удивительно: Страна, которая производит для всего мира должна разбираться в качестве и стремиться забрать себе все самое лучше.

В современном Китае происходит рост лояльности к брендам, кстати большая часть из которых производится в Китае: фактически за несколько лет ситуация изменилась довольно сильно и речь идет о потребительском секторе прежде всего начиная от автомобилей и заканчивая продуктами питания, алкоголем и одеждой.

Почему китайский потребитель изменился?

Китайский потребитель, он же и производитель, и так же как любой производитель прекрасно понимает ценность всего, что создается и выпускается: в Китае выпускается множество брендов, копий этих брендов, копий копий брендов и небольших оригинальных брендов — т.е. фактически с одной стороны китайский рынок брендов сам себя воспитал.

А вот с другой стороны, начиная бизнес с Китаем, а особенно поставки в Китай вам просто необходимо понимать очень сильное влияние социальных сетей: люди делятся своими эмоциями и сарафанное радио в Китае работает намного быстрее чем в Штатах или Европе.

Плохой бренд в Китае будет обречен на провал, а вот чуть-лучший бренд на немедленный взлет.

Фактически, в голове китайского потребителя уже сформирован список брендов, которым он отдаст сперва свое предпочтение, а потом свои деньги. Поэтому для выхода нового бренда на китайский рынок надо предложить или уникальный продукт или уникальную меркетинговую стратегию.

На что ориентируется китайский потребитель?

Китайский потребитель не ищет дешевой цены, китайский потребитель ориентируется на ценности: и именно этот аспект дает возможность многим компаниям зайти и закрепиться на китайском рынке. Но для успешного бизнеса с Китаем необходимо понимать правила игры, об этом я рассказываю на своих семинарах, и именно совокупность знаний и конкурентноспобный продукт дает возможность занять свою ниши на китайском рынке.

Через несколько лет, китайские потребители будут лояльны к определенным брендам, а более того китайский потребитель ориентируется на здоровый образ жизни! Да, это очень интересная тенденция: китайцы начинают думать что они едят, какой образ жизни они ведут, они еще больше начинают заботиться о своем здоровье, а следовательно: как ваш бренд связан со здоровьем? — подумайте об этом! Найдите эту взаимосвязь и донесите до китайского потребителя и вы значительно повысите лояльность к вам.

Данная тенденция сохраняется на протяжении 10 лет и каждый кто был в Китае видел как много китайцев занимаются спортом, делаю лечебную гимнастику и так далее… А с развитием информационных технологий, многие китайцы «фактически спят» с приборами экспресс-диагностики и мониторинга физической нагрузки.

Единое информационное пространство, еще одна интересная тенденция, которая в Китае, за счет большого населения, является очень выраженной: информационный поток в виде видео, фотографий является просто колоссальный, и это подчеркивает фокус на личность, на качество жизни личности.

И пример этому постепенное исчезновение фаст-фуда из Китая, я говорю не про весь Китай, а про элитные районы, люди начинают думать что они едят и что-такое здоровая кухня.

И в Китае, очень сильным становится культ семьи (он и был сильным), но сейчас люди ценят время на общий досуг со своими близкими, а следовательно центры общего досуга будут увеличиваться и совершенствоваться: кинотеатры, рестораны, игровые площадки для детей и взрослых, спортивные залы, косметические салоны — все это будет требовать повышенного сервиса и индивидуального подхода для работы с клиентами, недаром кофейни Starbacks ориентируются на захват китайского рынка.

Небольшая ремарка, очень непонято, почему с точки зрения российского бизнес-образования, фактически не уделяется время изучению азиатского менеджмента и специфики работы с Китаем? — ведь Китай сейчас это не только производитель всей продукции в мире, как модно было говорить раньше всемирная фабрика, Китай сегодня — это еще и всемирный торговый центр, где основным покупателем являются китайцы!

Подведем итоги:

Давайте подведем итоги, можно ли сказать что китайский потребитель через какое-то время станет самым изысканным потребителем в мире? — скорее всего нет, но Китай к этому стремится; и нет не потому что у современного Китая это не получит, а потому что велико влияние внешних факторов, о которых не знает никто.

Но, если вы ориентируетесь на поставку своей продукции в Китай, то будьте готовы к тому, что китайские бизнесмены будет прекрасно понимать что у вас покупают и насколько это соответствует современному Китаю и продать очередной ширпотреб, как это сделал Китай всему миру Вам не удастся!

Китайский потребитель не хочет покупать ширпотреб, он хочет платить деньги за хороший, качественный продукт!

Китайский потребитель в ближайшее время будет тратить очень много денег, фактически избавляясь от ширпотреба и скупая бренды с дополнительной ценностью. К чему это приведет? — никто не знает! Множество аналитиков прогнозировали крах китайской экономике, но как показала жизнь, все они ошибались, единственное про что можно сказать уверенно:

Тренд изменился: Китай из производителя ширпотреба постепенно превращается в производителя и потребителя брендовой продукции, и вопрос будет в том, какая часть из этих брендов будет китайская, а какая иностранная.

Ваши комментарии, примеры и мнение приветствуется, по возможности поделитесь данной статьей с друзьями в социальных сетях.

Заинтересовались статьей - расскажите друзьям в социальных сетях: