зависимость от TikTok

Кризис аренды в торговых центрах

Кризис аренды в торговых центрах
Кризис аренды в торговых центрах

За последние несколько дней я посетил с семинарами и корпоративными тренингами несколько городов по России, пообщался с собственниками и руководителями компании и заметил одну интересную тенденцию, связанную с арендой в торговых центрах.

Аренда в торговых центрах и офисных зданиях становится не выгодной

Конечно, при прочих равных условиях, каждый стремился арендовать большой офис или большой торговый зал, в престижном районе, но сейчас? Ситуация очень сильно изменилась и арендаторы стремятся любыми путями оптимизировать издержки, а если быть точнее, то сохранить хоть какую—то прибыль.

Сперва они урезали зарплату своим сотрудникам, потом кого-то сократили, а потом просто освободили помещения и так происходит со многими нашими бизнес центрами — сказал руководитель одной из управляющих компаний.

  • Что делать торговым центрам?
  • Что делать бизнес-центрам?
  • Как сохранить своих арендаторов?

Торговые центры на грани банкротства

Мозг большинства людей устроен так, что видит положительное даже тогда, когда видеть собственно уже нечего. Собственники и руководители торговых центров не исключение, особенно если этому предшествовал бурный рост и массовый характер открытия магазинов и торговых точек.

В бизнес-центрах ситуация аналогичная, так как многим компаниям становится абсолютно невыгодным снимать дорогие офисы или большие помещения и рынок им очень жёстко на это указал.

Да, и кстати, все еще впереди, и если вы думаете что вас не коснется снижение покупательской способности широких масс населения, то глубоко ошибаетесь, коснется и удар будет очень чувствительным. Хотя иногда иллюзию благополучия лучше не разрушать.

Что делать владельцам торговых центров?

Большой объем новых площадей различных торговых и бизнес центров, снижение финансовых возможностей арендаторов, создает все предпосылки для кризиса на рынке коммерческой недвижимости в крупных городах, а владельцам коммерческой недвижимости, как впрочем и самим арендаторам надо будет задумываться об управлении изменениями, а иначе будет все тяжелее и тяжелее приспособиться к новым экономическим условиям.

По некоторым оценкам, около 15,5 % площадей будут оставаться пустыми, казалось бы в рамках погрешности.

Но давайте немного проанализируем пустующие площади коммерческой недвижимости, введя следующие критерии:

  • По географическому расположению.
  • По типу недвижимости: офисы, торговля, склады.

И мы увидим, что цифра приближается к 25-30%, а это уже далеко не так хорошо, как кажется.

Каждый третий торговый центр столкнется с массовым оттоком арендаторов.

И эта та ситуация, с которой надо будет сейчас работать собственникам и руководителям объектов коммерческой недвижимости и лучше начать решать проблемы до момента обострения, придумывая новые решения, но это тема отдельной бизнес консультации для владельцев торговых центров.

Консультанты рынка коммерческой недвижимости говорят

Что на самом деле все хорошо и количество пустых площадей объясняют активным строительством, иными словами создан профицит на рынке коммерческой недвижимости.

Но что с того владельцам торговых центров у которых падает прибыль, что делать им чтобы сохранить свой доход?

К сожалению, мало кто из владельцев и руководителей торговых центров вкладывались в аналитику, а значит действовали интуитивно или копировали успешные модели, только проблема в другом:

В кризис на рынке недвижимости успешные модели перестают работать.

А дает результат оригинальный подход и умение видеть не очевидную выгоду, но это вопрос индивидуальной бизнес консультации.

Конечно мы сейчас видим игру в статистику от Минэкономразвития и оптимистические прогнозы запуска ранее анонсированных проектов: «Бутово Молл», «Видное парк», МФК на Киевской, «Селектика», «Ашан Пролетарский», но не надо строить иллюзий — одно дело реализовать проект и совершенно другое дело успешно сдать площади, а вот с этим будут трудности.

Следует понимать, что подобная ситуация сложилась на рынке недвижимости не только в Москве, но и практически в любом крупном городе, а значит владельцам торговых центров придется вкладываться в маркетинг, систему прогнозирования и управления рисками и это очень важно, так как на лицо риск существенной потери прибыли и возможного банкротства если торговый центр был построен за заемные деньги.

Оставьте комментарий