Простая методика оценки и минимизации финансовых рисков

корпоративные тренинги, семинары по Agile, Константин СавкинКонстантин Савкин - 03.01.2017 - обращайтесь за консультацией, подписывайтесь на Telegram-канал @SavkinKS, расскажите в: FB, ВК

Как оценивать финансовые риски

Как оценивать финансовые риски

Обычно про финансовые риски говорят когда речь заходит об инвестировании в различные активы, например используя систему eToro, которая позволят любому человеку зарабатывать и терять деньги на бирже, но в этой статье я вам расскажу про простую методику оценки финансовых рисков, которую вы сможете применять для оценки своих поставщиков, клиентов и сотрудникам, которым собираетесь давать деньги в долг.

Данная методика не содержит сложных математических формул и доступна каждому, кто способен логически рассуждать, ведь очень часто именно отсутствие логики и здравого смысла приводит к финансовым потерям.

Кроме этого, умение оценивать финансовые риски пригодиться и при управлении изменениями в компании, так как позволяет увидеть истинное положение дел без больших папок финансовых отчетов.

Финансовые риски компании

Следует понимать природу возникновения финансовых рисков, которая выражается в трех словах: кредитовать, инвестировать и давать в долг, предоставлю простое пояснение:

  • кредитовать — давать в долг, под проценты, учитывая риск не возврата.
  • инвестировать — давать в долг, но рассчитывать получить не только проценты но и прибыль или долю в проекте
  • давать в долг — просто дали деньги, но проценты, сроки возврата и прочие условия не были обговорены.

Я специально использовал такие простые определения для того чтобы обозначить проблематику возникновения финансовых рисков, так как ключевая задача не просто дать деньги в долг или выгодно их инвестировать, ключевая задача заключается в умении управлять финансовыми рисками и управлять изменениями, которые возможно последуют в дальнейшем.

Кроме этого следует помнить, что под финансовыми рисками понимаются не только деньги; но и кредитование товаром, который вы поставили или услугой, которую вы оказали, а милые клиенты не соизволили заплатить деньги или тянут с оплатой, возникает не только извечный вопрос что делать? но и вопрос почему это случилось? и что делать, чтобы не допустить подобных ошибок в будущем?

Кто ваш партнер?

Для того чтобы минимизировать часть рисков постарайтесь ответить для себя на один простой вопрос: Кто ваш партнер? — и сделать это можно не только получив максимальную информацию по юридическому лицу, но и по самому человеку, с которым вы заключаете сделку.

Постарайтесь понять с кем они уже сотрудничают или сотрудничали и насколько они довольны сотрудничеством? — получить рекомендации в нашем информационном мире очень легко, достаточно поискать в интернете, попросить об этом хороших знакомых или воспользоваться соответствующим сервисом.

Разумеется, отсутствие судов, текущей задолженности, информация по заблокированным счетам, время существования компании и так далее — повышает доверие, но не в коем случае ничего не гарантирует, поэтому не впадайте в иллюзию стабильности и надежности вашего контрагента, а думайте головой и анализируйте.

Оценка масштаба партнера

На своих корпоративных тренингах по управлению партнерами и рисками, я показываю критерии оценки партнеров, а также пошаговую методику оценки потенциальных рисков и возникновения конфликтных ситуаций, так вот один из ключевых пунктов это масштаб деятельности партнера, помните, как у Крылова:

У сильного всегда бессильный виноват

В бизнесе аналогично, более сильный партнер диктует свои правила игры, может нарушать достигнутые договоренности и ориентироваться только на свою систему ценностей. Крупный покупатели и крупные компании платят деньги с большой отсрочкой и скорее всего по факту реализации товара или услуги и если у вас малый бизнес, то вам это не выгодно.

Помните, что лучшая схема работы это 100% предоплата и здесь и сейчас, так как в противном случае финансовые и временные риски резко увеличиваются.

Мораль очень простая: работайте с партнерами своего уровня и ориентируйтесь не на случайную прибыль, а на систему продаж, которую вы будете развивать и управлять в своей компании, я надеюсь вы это уже делаете или сделали.

Шаг за шагом прорабатываем партнера

Так как я изучаю бизнес с Китаем, то могу сказать, что у китайцев есть известная мудрость: Шаг за Шагом к великой цели, которая в китайской транскрипции будет звучать следующим образом: Ибу ибуди — хуйдао муди

Какие бы хорошие рекомендации не были у вашего нового партнера, это все равно риски, а следовательно риски нужно правильно оценить и правильно управлять, вот несколько простых рекомендаций:

  • Всегда начинайте с небольших объемов.
  • Помните, про такие понятия как пилотный проект и тестовая поставка или тестовый период, обязательно используйте их в своей работе.
  • Разбивайте большие проекты на этапы и по каждому этапу производите взаиморасчеты.
  • И разумеется не спешите, как говорится: поспешишь — людей насмешишь.
  • Помните о финансовой дисциплине и о том, что бизнес на доверии кончается трагедией, не следует отгружать товар или продолжать оказывать услугу если ваш клиент не произвел оплату за прошлый период — деньги сейчас можно получить очень легко, достаточно обратиться в банк, но вопрос в другом: кто будет нести издержки вы (бесплатно) или ваш клиент (за проценты от банка)?
  • Никогда не ориентируйтесь на срок оплаты указанный в договоре, в большинстве случаев он будет нарушен в два или три раза, помните об этом и будьте к этому готовы как морально, так и финансово, более того научитесь закладывать данные риски в маржинальную стоимость товара и научитесь извлекать прибыль даже без оплаты — как это сделать, вопрос отдельной бизнес-консультации.

Помните, либо вы научитесь управлять рисками и учитывать риски, либо вы сами будете за них платить.

Если вы понимаете что риски большие, увеличивайте стоимость своих услуг или товаров, добиваясь сверхприбыли, это поможет вам остаться в плюсе, даже если сделка сорвется, так поступают многие китайские бизнесмены.

Разумеется, это звучит очень цинично и прагматично, но помните, что лучше быть богатым циником и прагматиком, нежели бедным оптимистом с большими убытками, ведь вы несете ответственность и за свою семью, и за своих сотрудников, а ваш клиент может оставить их в долгах и без зарплаты.

Лучший способ минимизировать финансовый риск — заставить других платить за него.

На этом всё, я желаю вам меньше сталкиваться с финансовыми рисками и получать большую прибыль, надеюсь данная методика по оценке и минимизации финансовых рисков вам поможет не только сохранить, но и увеличить свою прибыль в текущей экономической обстановке. Ваши вопросы и жизненные ситуации приветствуются, пожалуйста пишите их в комментариях к данной заметке, успехов вам Дамы и Господа!

Заинтересовались статьей - расскажите друзьям в социальных сетях: